Школы в Москве, Киеве (Проскурове, Каневе) Харькове являются стационарными. Стационарная школа представляет собой недельную образовательную программу, состоящую из лекций и семинаров ведущих израильских и отечественных исследователей в области иудаики. На этих школах обычно организуется 5-8 потоков (75-100 участников). В 2002 г. на харьковской Летней школе (1 – 8 июля, 75 студентов) был впервые создан “младший поток”, предназначенный, преимущественно, для местных студентов, которые могли не только прослушать курсы, но и сдать по ним зачет, учитывавшийся в учебной программе Международного Соломонова Университета.
Полевые-эксурсионные школы (например, Самарканд, Вильнюс, Баку) сочетают традиционные семинарско-лекционные занятия с ознакомлением с памятниками еврейской материальной и духовной культуры, погружением в атмосферу еврейской истории и культуры в разных регионах.
Полевые-рабочие школы (например, Крым, Тульчин) основное внимание уделяют практической работе: сбору информации этнографического характера, каталогизации еврейских кладбищ, археологическим раскопкам. Количество лекций и семинаров обычно меньше, чем в школах другого типа. К участию в этих школах приглашаются более подготовленные студенты.
Первая Летняя школа по иудаике, организованная в 1998 г., на которой собралось 60 студентов и молодых исследователей, позволила ее участникам прослушать интенсивные курсы ведущих специалистов из СНГ и Израиля в самых различных областях иудаики, установить академические контакты с отечественными и израильскими коллегами.
С тех пор количество и масштабы школ по иудаике неизменно возрастали: если в 1998 и 1999 гг. было организовано по одной Летней школе в Москве, то в 2000 г. прошли первые Летние школы в Санкт-Петербурге и Харькове, в 2001 г. - Летние школы в Москве и Харькове, в 2002 г. Летние школы в Харькове, Москве и Киеве.
На протяжении последних семи лет студенческие школы по иудаике стали неотъемлемой частью академической жизни, способствуя значительному повышению качества университетского образования в этой области. Кроме того, студенческие школы сформировали динамичное сообщество молодых людей, объединенных интересом к еврейской истории и культуре, и стали заметным явлением в еврейской общественной и культурной жизни на постсоветском пространстве.
Неуклонный рост числа студентов показал, что невозможно ограничиваться только московскими школами – слишком велико число претендентов (число заявок на школы обычно превосходит наши финансовые и организационные возможности) и слишком разнообразны темы, которыми они занимаются. Стремительный рост числа студентов объясняется как общим ростом интереса к иудаике, лежащего в русле общего увлечения национальной спецификой различных культур, так и той уникальной атмосферой интеллектуальной свободы и творческого поиска, сложившейся в еврейской академической среде. К сожалению, наши ограниченные финансовые возможности делают крайне затруднительным участие в московских школах студентов из отдаленных регионов. В качестве одного из выходов из создавшегося положения возникла идея проведения региональных, а также тематических (посвященных, в первую очередь, проблемам, наиболее актуальным для данного региона).
Пионером в проведении региональных и тематических Школ по иудаике стал Харьков, где с 2000 г. проводятся регулярные Летние (а иногда и Зимние) школы по иудаике, на которых собираются студенты из самых разных регионов бывшего СССР. Студенты имеют возможность прослушать курсы по истории и культуре восточноевропейского еврейства и, в первую очередь, по проблемам, связанным с хазароведением и еврейской археологией, ибо в Харькове имеется мощная археологическая школа.
Вслед за Харьковом, эстафету проведения Школ на местах подхватили Киев (23 – 28 августа 2002 г, 60 студентов), Крым (10 – 14 октября 2002 г., 40 студентов) и Санкт-Петербург (где еще летом 2000 г. состоялась студенческая конференция и Летняя школа по иудаике).
Список летних стационарных школ Центра "Сэфер":
2024 год
- Летняя школа по иудаике (70 участников)
2021 год
2020 год
2019 год
- Семинар "Евреи в Сибири: история и культурное наследие", Омск, 1-5 июля (33 участника)
- Летняя стационарная школа по иудаике в Москве, 9-13 июля (92 участника)
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
- Летняя школа по иудаике в Москве, 10-16 июля 2008 года (90 участников)
- Летняя школа по иудаике в Казани, 30 июня - 6 июля 2008 года (61 участник)
2007 год
- Летняя школа по иудаике в Москве, 11-17 июля 2007 года (100 участников)
- Летняя школа по иудаике в Житомире, 28 июня - 5 июля 2007 года (51 участник)
2006 год
- Летняя школа по иудаике в Москве, 11-13 июля 2006 года (120 участников)
- Летняя школа по иудаике в Днепропетровске, 3-9 июля 2006 года (88 участников)
2005 год
- Летняя школа по иудаике в Каневе, 22-29 августа 2005 года (75 участников)
- Летняя школа по иудаике в Москве, 13-19 июля 2005 года (109 участников)
- Летняя школа по иудаике в Харькове, 4-10 июля 2005 года (73 участника)
2004 год
- Летняя школа по иудаике в Проскурове (Хмельницкий), 16 – 23 августа 2004 г. (64 участника)
- Летняя школа по иудаике в Москве, 15 – 21 июля 2004 г. (120 участников)
- Летняя школа по иудаике в Харькове, 5 – 12 июля 2004 г. (75 участников)
2003 год
- Летняя школа по иудаике в Киеве, 20 – 26 августа 2003 г. (75 участников)
- Летняя школа по иудаике в Москве, 16 – 22 июля 2003 г. (135 участников)
- Летняя школа по иудаике в Харькове, 30 июня – 7 июля 2003 г. (75 участников)