ЗИМНЯЯ ШКОЛА «СЭФЕР» 2010
С 28 января по 2 февраля в подмосковной Битце прошла очередная Зимняя школа Центра «СЭФЕР» по иудаике. Школа организована совместно с Центром Чейза по преподаванию иудаики на русском языке Еврейского университета в Иерусалиме, а также при поддержке Благотворительного Фонда «AVI CHAI» и Genesis Philantropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества»).
Ее участниками стали более 80 студентов из России, Украины и Белоруссии, Литвы, Латвии, и более 10 преподавателей и приглашенных лекторов, среди которых – профессор Еврейского Университета в Иерусалиме, лингвист Сирил Асланов, историк Геннадий Костырченко и израильский дипломат Йосси Тавор. Открыла школу пленарная лекция исполнительного вице-президента РЕК Велвла Чернина.
Круг тем, которые были затронуты на потоках, был очень широк: от истории еврейского народа в древности и средневековье до анализа взаимоотношения советского еврейства с государственной властью. Много внимания уделялось различным аспектам развития и изучения языков идиш и иврит, вопросам древней и современной культуры, и даже такой специфической теме, как современной израильский юмор. О нем рассказывал известный публицист и писатель Аркан Карив.
Самые высокие оценки, как обычно, получили курсы программного директора проекта «Эшколот», филолога Семена Парижского и Директора Центра Чейза Семена Гольдина, поразившие студентов как информативностью, четкостью изложения, так и способом подачи материала и настроенностью на диалог со слушателями. Слушатели школы весьма лестно отзывались и о курсах преподавателей, впервые приехавших на зимнюю школу: Дмитрия Браткина (СПбГУ), Максима Заверяева и Надежды Шиловой (оба - ИСАА МГУ). Для самого Центра «СЭФЕР» особое значение имеет то, что эта зимняя школа продолжила важную традицию школ предыдущих: участие бывших студентов «СЭФЕРа» в качестве преподавателей. На этот раз ими были Светлана Бабкина, Любовь Чернина и Ася Вайсман.
По мнению многих специалистов, главной особенностью проводимых Центром «СЭФЕР» школ является, высокий уровень участвующих в них преподавателей и студентов. Если первый фактор может быть отмечен также у ряда известных вузов и учебных центров, занимающихся изучением еврейской цивилизации, то второе обстоятельство в России является уникальным. Подготовленность студентов и их осведомленность о предметах курса поражает даже специалистов, регулярно читающих лекции на школах СЭФЕРа.
Как утверждает Йосси Тавор, рассказывавший студентам своего потока о современной израильской культуре, подготовка к лекциям «СЭФЕР» существенно отличается от подготовки к чтению лекций в других учебных заведениях и центрах: «Меня постоянно приглашают в различные вузы. И там это – совсем другой подход, познание неведомого. Там ты идешь к людям, которые почти ничего не знают». На школах «СЭФЕР», по его словам, ситуация совсем иная. «Многие из ребят знают те предметы и темы, на которые они идут. Они не выбирают вслепую, а идут, потому, что это действительно их интересует. Я могу судить по тому вниманию, с которым они слушают и вопросам, которые они задают: они касаются сути дела, а не задаются по необходимости или из уважения», - отметил он.
Учебные программы «СЭФЕР» известны своим неформальным подходом к обучению, и прошедшая Зимняя школа не стала исключением. Она, помимо тематических лекций и просмотра цикла материалов об израильском кино, вместила в себя и торжественную встречу субботы, и совместный поход в один из московских клубов на перформанс филолога, поэта и музыканта Псоя Короленко и лингвиста Сирила Асланова (в рамках дружественного проекта «Эшколот»), и толкование классических еврейских текстов вместе с философом Ильей Дворкиным в рамках традиционного для стационарных школ бейт-мидраша, и интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».
Самый главный итог школы – то, что она запомнится ее участникам. Запомнится и новыми знаниями, и новыми впечатлениями, и новыми знакомствами. Запомнится радостными эмоциями и желанием приехать еще раз – в этом году на школе было как никогда много новичков. Впрочем, студенты школ «СЭФЕР» всегда могут вернуться на них уже в ином качестве – преподавателей – равно как в этом же качестве принять участие в других мероприятиях, например, в ежегодных Международных конференциях по иудаике. Таких прецедентов много – из «стен» сэферовских школ вышло немало молодых аспирантов и ученых, в руках которых – будущее иудаики в России и на постсоветском пространстве.
МОСКОВСКАЯ ЗИМНЯЯ ШКОЛА (28 января-2 февраля 2010г.)
Тематический поток/аудитории |
1-я пара |
2-я пара |
3-я пара |
Еврейская история в древности и в раннее средневековье |
Евреи и иудаизм в эллинистическом и римском обществе (этническое и религиозное меньшинство в меняющемся мире) |
Светлана Бабкина Экзегеза в текстах Кумрана |
Любовь Чернина Евреи на закате Римской империи |
Еврейская история в эпоху Нового и Новейшего времени |
Максим Заверяев Еврейское традиционное образование в Восточной Европе |
Семен Гольдин Евреи среди национальных меньшинств Восточной Европы в 19 -20 веках |
Советское еврейство и власть. Историко-политологический обзор |
Язык, культура, литература евреев Восточной Европы |
Семен Парижский Многоязычие в традиционных еврейских песнопениях Восточной Европы |
Сирил Асланов Языковая гибридизация в идише |
Ася Вайсман Круг чтения русско-еврейской «интеллигенции» во второй половине XIX века |
Современный Израиль |
Йосси Тавор Современная израильская культура |
Марк Левин/Надежда Шилова Экономика ксенофобии |
Аркан Карив История израильского юмора (1948-2008 гг.) |
Программа Зимней Школы по иудаике
28 января – 2 февраля
28 января, четверг
16.30 встреча, отправление автобусов
18.00 заезд и регистрация участников
20.15 – 21.45 пленарная лекция «Социо-антропологический взгляд на еврейство» (проф. М.Членов)
22.00 – 24.00 «История израильского кино» (С.Пахомова)
29 января, пятница
10.00 – 10.30 завтрак
10.30 – 12.00 1-я пара (Д. Браткин, М. Заверяев, С. Парижский, Й. Тавор)
12.30 – 14.00 2-я пара (С. Бабкина, С. Гольдин, С. Асланов, М. Левин/Н. Шилова)
14.00 – 15.00 обед
15.00 – 16.30 3-я пара (Л. Чернина, Г. Костырченко, А. Вайсман, А. Карив)
подготовка к субботе
16.40 зажигание субботних свечей
18.00 – 20.00 встреча субботы
30 января, суббота – ту би шват
10.30 – 11.30 завтрак
11.30 – 13.00 свободное время/консультации с преподавателями
13.30 – 15.00 пленарная лекция «Нахман Крохмаль и его версия науки о еврействе» (И.Дворкин)
15.00 – 16.00 обед
16.00 – 18.00 бейт-мидраш «Голос друга моего стучится» (И. Дворкин, М. Вогман)
18.00 – 20.00 «история израильского кино» (С. Пахомова)
20.00 – 21.00 ужин
21.00 – 23.00 «Что?Где?Когда?» (А. Воробьёв)
31 января, воскресенье
10.00 – 10.30 завтрак
10.30 – 12.00 1-я пара (Д. Браткин, М. Заверяев, С. Парижский, Й. Тавор)
12.30 – 14.00 2-я пара (С. Бабкина, С. Гольдин, С. Асланов, М. Левин/Н. Шилова)
14.00 – 15.00 обед
15.00 – 16.30 3-я пара (Л. Чернина, Г. Костырченко, А. Вайсман, А. Карив)
17.30 отъезд в Мастерскую
19.30 – 22.30 проект «Эшколот»: SPELL-ART Музыкально-лингвистический перформанс Псоя Короленко и Сирила Асланова
22.30 отъезд из клуба
1 февраля, понедельник
10.00 – 10.30 завтрак
10.30 – 12.00 1-я пара (Д. Браткин, М. Заверяев, С. Парижский, Й. Тавор)
12.30 – 14.00 2-я пара (С. Бабкина, С. Гольдин, С. Асланов, М. Левин/Н. Шилова)
14.00 – 15.00 обед
19.00 – 20.00 ужин
20.00 – 21.00 закрытие школы
21.00 – 23.00 «История израильского кино» (С.Пахомова) /
бейт-мидраш «Голос друга моего стучится» (И. Дворкин, М. Вогман)
2 февраля, вторник
10.00 – 10.30 завтрак
11.00 отъезд участников