Donate
Например: Грант

фотографии Московской летней школы http://fotki.yandex.ru/users/students-sefer/album/51553/?p=3

Программа Летней Школы по иудаике в Москве
9 – 15 июля 2009 г.

9 июля, четверг
17.00 – 18.00?          Заезд и регистрация участников
18.00 – 19.00          Ужин
19.00 – 20.00          Открытие Школы (конференц-зал)
20.00 – 21.00          Пленарная лекция «Русскоязычное еврейство: есть ли этос у этого этноса?»
(Профессор А.Ю. Милитарёв)
21.30 – 23.00          Бейт-мидраш и худ. мастерская/муз. мастерская
10 июля, пятница
09.30 – 10.30          Завтрак
10.30 – 12.00          1-я пара
(С. Тищенко, Н. Киреева, А. Корнилов, А. Локшин, С. Копелян, А. Полян, Н. Евсеенко)
12.30 – 14.00          2-я пара
(Е. Смагина, М. Туваль, А. Лисицына, А. Воробьев, М. Вогман, А. Лявданский, Е. Носенко)
14.00 – 15.00          Обед
15.30 – 17.00          3-я пара
(Л. Дрейер, Р. Кипервассер, Г. Зеленина, В. Мочалова, Л. Белянская, С. Асланов, А. Синельников)
17.00                      Кофе-брейк
17.30 – 21.00          Бейт-мидраш и худ. мастерская/муз. мастерская
21.00                      Подготовка к шаббату
21.45                      Время зажигания шаббатних свечей
22.00 – 23.00          Кабалат шаббат
11 июля, суббота
10.00 – 11.00          Завтрак
11.00 – 14.30          Мастерские
14.30 – 15.30          Обед
15.30 – 17.00          Пленарная лекция «Евреи и христиане в первые четыре века нашей эры» (А. Сиверцев)
17.00                      Кофе-брейк
17.30 – 19.30          Холокост в советском кино. Лекция с показом фильма «Непокоренные», 1945 г.,
реж.: Марк Донской (О. Гершензон)
19.30 – 20.30          Ужин
20.00 – 22.00          Бейт-мидраш
23.40                      Авдала
12 июля, воскресенье
09.30 – 10.30          Завтрак
10.30 – 12.00          1-я пара
(С. Тищенко, Н. Киреева, А. Корнилов, А. Локшин, С. Копелян, А. Полян, Н. Евсеенко)
12.30 – 14.00          2-я пара
(Е. Смагина, М. Туваль, А. Лисицына, А. Воробьев, М. Вогман, А. Лявданский, Е. Носенко)
14.00 – 15.00          Обед
15.30 – 17.00          3-я пара
(Л. Дрейер, Р. Кипервассер, Г. Зеленина, В. Мочалова, Л. Белянская, С. Асланов, А. Синельников)
17.00                      Кофе-брейк
17.30 – 19.30          Бейт-мидраш + худ. мастерская
19.30 – 20.30          Ужин
20.30 – 22.30          Брейн-ринг (А. Воробьёв)
13 июля, понедельник
09.30 – 10.30          Завтрак
10.30 – 12.00          1-я пара
(С. Тищенко, Н. Киреева, А. Корнилов, А. Локшин, С. Копелян, А. Полян, Н. Евсеенко)
12.30 – 14.00          2-я пара
(Е. Смагина, М. Туваль, А. Лисицына, А. Воробьев, М. Вогман, А. Лявданский, Е. Носенко)
14.00 – 15.00          Обед
15.30 – 17.00          3-я пара
(Л. Дрейер, Р. Кипервассер, Г. Зеленина, В. Мочалова, Л. Белянская, С. Асланов, А. Синельников)
17.00                      Кофе-брейк
17.30 – 19.30          Мастерские
19.30 – 20.30          Ужин
20.30 – 22.30          Бейт-мидраш
22.00 – 24.00          Дискотека
14 июля, вторник
09.30 – 10.30          Завтрак
10.30 – 12.00          1-я пара
(С. Тищенко, Н. Киреева, А. Корнилов, А. Локшин, С. Копелян, А. Полян, Н. Евсеенко)
12.30 – 14.00          2-я пара
(Е. Смагина, М. Туваль, А. Лисицына, А. Воробьев, М. Вогман, А. Лявданский, Е. Носенко)
14.00 – 15.00          Обед
15.30 – 17.00          3-я пара
(Л. Дрейер, Р. Кипервассер, Г. Зеленина, В. Мочалова, Л. Белянская, С. Асланов, А. Синельников)
17.00                      Кофе-брейк
17.30 – 19.30          Мастерские
19.30 – 20.30          Ужин
20.30 – 22.00          Бейт-мидраш и мастерские – заключительный показ
22.00 – 23.00          Концерт группы «Лакоча»
15 июля, среда
09.30 – 10.30          Завтрак
10.30 – 12.00          1-я пара
(С. Тищенко, Н. Киреева, А. Корнилов, А. Локшин, С. Копелян, А. Полян, Н. Евсеенко)
12.30 – 14.00          2-я пара
(Е. Смагина, М. Туваль, А. Лисицына, А. Воробьев, М. Вогман, А. Лявданский, Е. Носенко)
14.00 – 15.00          Обед
15.00 – 16.30          3-я пара
(Л. Дрейер, Р. Кипервассер, Г. Зеленина, В. Мочалова, Л. Белянская, С. Асланов, А. Синельников)
16.30 – 17.30          Закрытие школы
17.30 – 18.00          Ужин
18.00                      Разъезд участников

 

 

ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПО ИУДАИКЕ В МОСКВЕ
9—15 июля 2009

Тематический поток

1-я пара
(параллельно в 7 потоках)

2-я пара
(параллельно в 7 потоках)

3-я пара
(параллельно в 7 потоках)

Библеистика и Древний Ближний Восток

Сергей Тищенко

Новейшие теории происхождения Пятикнижия (выход из кризиса в библеистике)

Евгения Смагина

Апокрифы и псевдоэпиграфы Библии

Леонид Дрейер

Этническая карта древнего Ближнего Востока с точки зрения Библии и современной науки.
(младший поток)

История и Литература эпохи Второго Храма

Наталья Киреева

Кумранская община в контексте религиозных течений иудаизма греко-римского периода

Михаэль Туваль

Тора, мученики, синагога – религиозные парадигмы еврейской диаспоры в греко-римский период

Реувен Кипервассер

Образ царя Соломона в апокрифической и талмудической литературе

История евреев Средних веков

Алексей Корнилов

Куда приводят поиски 10-ти потерянных колен: социально-политический контекст и этно-культурные коннотации

Алина Лисицына

Книга "Кузари" Йехуды а-Леви — поиск пути к Богу
(младший поток)

Галина Зеленина

Между Экклесией и Синагогой: иудео-христианская полемика устами вероотступников

История евреев Восточной Европы

(младший поток)

Александр Локшин

Еврейские общественные движения в поздней Российской империи: люди, идеи, организации

Анатолий Воробьёв

Еврейская аристократия Российской империи

Виктория Мочалова

Евреи в Восточной Европе: модели интеграции, контакты и конфликты

Еврейская мысль

Софья Копелян

Вера и Разум в средневековой еврейской мысли

Михаил Вогман

Разбитые скрижали и Ясное зеркало: в поисках иудейского мифа

Лариса Белянская

Немецко-еврейская философия
18—20 веков

Еврейские языки

Александра Полян

Введение в историю идиша
(младший поток)

Алексей Лявданский

Древнееврейский синтаксис в типологическом освещении

Сирил Асланов

Еврейские языки и мировая литература

Современная еврейская диаспора,
Еврейская идентичность

Наталья Евсеенко

Историческая память и формирование современной еврейской идентичности

Елена Носенко

Евреи в современном мире: этничность, религия, идентичность

Александр Синельников

Солидарность и индивидуализм в еврейском мире

Библеистика и Древний Ближний Восток

Сергей Тищенко Новейшие теории происхождения Пятикнижия
Курс посвящен изложению теорий происхождения Пятикнижия, появившихся в последнее десятилетие. Классическая гипотеза документов (или источников), сформулированная в середине 19 в. была альфой и омегой в историко-критических исследованиях Пятикнижия на протяжении более полутора сотен лет. В семидесятых годах прошлого века эта гипотеза подверглась радикальной критике в ученых кругах. Однако общепризнанной альтернативной теории становления Пятикнижия не было предложено вплоть до самого последнего времени. На переломе столетия (и тысячелетия) в этой области, наконец, был достигнут прогресс. Швейцарские и немецкие ученые разработали и продолжают разрабатывать филологически и исторически удовлетворительные теории, объясняющие процесс возникновения Пятикнижия, его различные этапы. Хотя предлагаемые концепции нельзя считать безупречными, однако в целом картина стала проясняться. Цель предлагаемого лекционного курса — познакомить слушателей с новыми гипотезами и подходами к изучению литературной истории Пятикнижия. Изложение теоретического материала будет существенным образом опираться на ряд текстов Быт и Исх, список которых прилагается к тематическому плану курса. Детальный разбор и сравнение текстов в этом курсе будет, как правило, предшествовать концептуальному обсуждению.
Силлабус и библиография курса С. Тищенко.

Евгения Смагина Апокрифы и псевдоэпиграфы Библии
Курс посвящен неканоническим книгам эпохи Второго Храма. Цель предлагаемого лекционного курса — познакомить слушателей с этой литературой и гипотезами по поводу происхождения, языка и значения отдельных книг. Производится анализ содержания, языка, богословских и литературных особенностей различных жанров на примере наиболее типичных произведений данного вида. Анализ дается в контексте широкого круга литературы этой эпохи.
Силлабус и библиография курса Е. Смагиной.

Леонид Дрейер Этническая карта древнего Ближнего Востока с точки зрения Библии и современной науки.
Данный курс является вводным и предназначен для студентов, желающих в дальнейшем специализироваться в области древнееврейской филологии и истории древнего Израиля. Курс знакомит слушателя с этнической и языковой ситуацией на Ближнем Востоке конца III – середины I тыс. до н. э., как она представлялась авторам и составителям библейских текстов, и какой ее видят современные исследователи. Чтобы понять, какое место в этой ситуации занимал Израиль, как формировалась израильская общность, необходимо ответить также на следующие вопросы: возможно ли говорить об этносах и этничности в библейскую эпоху, по каким признакам осуществлялось деление «свой» — «чужой», что библейские авторы вкладывали в понятие «народ» и как менялись представления о народах в разные исторические периоды. Знание древнееврейского языка хотя и приветствуется, но необязательно.
Силлабус курса и библиография Л. Дрейера.

История и Литература эпохи Второго Храма

Наталья Киреева Кумранская община в контексте религиозных течений иудаизма греко-римского периода
В современной кумранистике ощущается явное тяготение в сторону кумрано-ессейской теории. Не опровергая данную теорию, мы постараемся показать, что рассмотрение Кумранской общины в более широком контексте религиозных течений иудаизма греко-римского периода может быть более эффективным для правильного понимания и интерпретации ее текстов. В ходе данного эксперимента мы последовательно взвесим «за» и «против», сравнивая Кумранскую общину с ессеями, фарисеями, саддукеями, терапевтами и иудео-христианами.
Требование к курсу: предварительное знакомство с основными текстами Кумрана. Наличие Библии на занятиях и знание иврита желательно.
Силлабус курса и библиография Н. Киреевой.

Михаэль Туваль Тора, мученики, синагога – религиозные парадигмы еврейской диаспоры в греко-римский период.
Многие современные исследователи полагают, что наиболее важным – даже революционным – событием в религиозном мире позднеантичного Средиземноморья был переход от гражданской религии к религии общины. Этот переход, постепенно происшедший как в монотеистических, так и в политеистических религиях, характеризуется «концом жертвоприношений» и «концом жречества». Иудаизм зачастую рассматривается в качестве пионера данной трансформации и даже был назван «первой современной религией», так как именно в иудаизме впервые произошел переход от религии Храма к религии общины. В соответствии с традиционным подходом, разрушение Иерусалима и Храма римскими легионами в 70 году н. э., следствием которого явилось прекращение жертвоприношений, поставило раннее раввинистическое течение в кризисную ситуацию, которая и была разрешена посредством реформации иудаизма: из религии Храма, жертв и жрецов в религию Торы, молитвы, мудрецов и общинной святости. Однако очевидно, что задолго до разрушения Храма евреи греко-римской диаспоры жили в условиях, похожих на те, с которыми евреи Эрец Исраэль столкнулись только после 70 года н. э.: они проводили большую часть своей жизни без Храма и жертвоприношений, невзирая на то, что ни Святыню, ни жертвенный культ никто еще не отменял. Географическая удаленность евреев диаспоры от еврейского культового центра заставила их выработать альтернативные формы иудаизма, главными составными элементами которых являлись Священное Писание, «святая община» и «святой народ». Они также выработали альтернативные парадигмы религиозности, богослужения и общения с небесными силами. Всем эти трансформациям и парадигмам и посвящен наш курс.
Силлабус курса и библиография М. Туваля.

Реувен Кипервассер Образ царя Соломона в апокрифической и талмудической литературе.
Третий библейский царь еврейского народа, второй сын Давида и Бат-Шевы (2 Сам. 12:23—25) представлен библейским повествователем как сильная личность, мудрый, прославленный и удачливый правитель, украсивший страну множеством замечательных строений и построивший Храм. Однако в пост-библейских нарративах Соломон превращается в чудотворца, повелителя демонов. Поздние повествователи усмотрели в библейских рассказах намеки на прихотливые сюжетные линии и восполнили недосказанное. Возникшие таким образом литературные традиции передавались и трансформировались в соответствии с культурными особенностями среды, в которой пересказывался рассказ. В рамках курса мы прочтем некоторые из подобных рассказов, скомпонованных вокруг тем: Соломон и царица Савская, Соломон и демоны, Ипподром Соломона и др., проанализируем их, попытаемся понять траектории литературного процесса и обсудить, какие факторы повлияли на его развитие.
Силлабус курса и библиография Р. Кипервассера.

История евреев Средних веков

Алексей Корнилов Куда приводят поиски 10-ти потерянных колен: социально-политический контекст и этнокультурные коннотации.
Курс построен вокруг внутренней критики раннесредневековых источников, содержащих легендарную локализацию «10-ти колен» — потомков населения Северного царства. Первое занятие носит лекционный характер и посвящено генезису мифа о потерянных коленах и его коннотациях в догаоническую эпоху. Последующие 4 занятия – семинарские по формату – посвящены анализу преимущественно «Сэфер Эльдад ха-Дани» и «Масаот Биньямин ми-Тудела» (доступных в русском переводе, например, в «Три еврейских путешественника IX и XII столетий» М. 2004), а также др. релевантных источников: аль-Киркисани, Шахрастани, письма Пресвитера Иоанна и т. д.
Силлабус курса и библиография А. Корнилова.

Алина Лисицына Книга Кузари Йехуды а-Леви — поиск пути к Богу
Кузари Йехуды а-Леви является как философским трактатом, так и сочинением, выступающим в защиту иудаизма. В ней содержится полемика, как с христианством, так и с исламом. Она была и остается чрезвычайно популярной и повлияла на развитие иудаизма в Средние века, так как пользовалась признанием и у каббалистов, и у хасидов в более поздние времена. Многие еврейские философы считали, что именно эта книга как нельзя лучше отражает понимание специфического характера иудаизма. Именно Кузари является основным сборником еврейской мысли, про нее даже ходит шутка: "Маймонид прав ровно в половине случаев, а Кузари прав всегда".
Силлабус курса и библиография А. Лисициной.

Галина Зеленина Между Экклесией и Синагогой: иудео-христианская полемика устами вероотступников
Курс посвящен средневековой иудео-христианской полемике, которая будет обсуждаться не как последовательность диспутов или совокупность библейских цитат и экзегетических аргументов, а как выражение чувств и воззрений и отражение нестандартных судеб ряда людей, решившихся пересечь – в том или ином направлении – жесткие границы корпоративного средневекового общества и стать изгоями в своей старой общине и постоянно подозреваемыми неофитами в новой.
Силлабус курса и библиография Г. Зелениной.

История евреев Восточной Европы

Александр Локшин Еврейские общественные движения в поздней Российской империи: люди, идеи, организации
Задачей данного курса лекций является попытка дать по возможности полное представление о еврейских общественной политических движениях в поздней имперской России. Большое внимание уделяется как биографиям деятелей еврейских движений, так и самим идеям, которые они сформулировали и несли в еврейские массы.
Силлабус курса и библиография А. Локшина.

Анатолий Воробьёв Еврейская аристократия Российской империи.
Мини-курс будет посвящён двум аспектам. Во-первых, узкой, но довольно заметной страте социума Российской империи — евреям-дворянам (и иудеям, и христианам), а также их потомкам. Будут рассмотрены:
предусмотренные законодательством Российской империи возможности получения дворянства в дореволюционной России; практика появления дворян-выкрестов (из иудеев) и дворян иудейского исповедания в России второй половины XVII — начала XX веков; отличие указанной социальной группы (как от остальных дворян, так и от евреев Империи); будет дан обзор мировой практики жалования дворянства лицам еврейского происхождения.
Во-вторых, будет рассмотрен взгляд еврейского общества России того же периода на знатность и родовитость (так называемый «йихус»).
Силлабус курса и библиография А. Воробьёва.

Виктория Мочалова Евреи в Восточной Европе: модели интеграции, контакты и конфликты
Курс посвящен многовековому еврейскому присутствию в восточноевропейском регионе (от периода первоначального заселения до XVIII в.), многообразию моделей сосуществования еврейского меньшинства с доминирующим христианским населением, со светской и церковной властями, с дворянским классом и городскими сословиями; иудео-христианским отношениям и полемике; противоречиям и конфликтам внутри еврейского мира. Многообразие источников позволяет объемно представить чрезвычайно богатый спектр исторически меняющихся моделей межэтнического, межконфессионального взаимодействия, связанных как с проблемами «свой» — «чужой», так и с «диалогом культур».
Силлабус курса и библиография В. Мочаловой.

Еврейская мысль

Софья Копелян Вера и Разум в средневековой еврейской мысли
Средневековье (X–XVI вв.) представляет собой один из самых интересных периодов в истории еврейской интеллектуальной культуры – период «интернализации» еврейскими учеными классической и эллинистической, исламской и христианской философии и теологии. Философия давала полное, систематическое объяснение физических, метафизических и социальных явлений; альтернативы этой системе знаний в то время не существовало. Метафизика как наука, объектом которой является Бог, составила конкуренцию теологии и традиционному религиозному мировоззрению. Между двумя конкурирующими источниками знания, Верой и Разумом, религией и философией, возникал конфликт. Попытки примирить противоречия между ними приводили к складыванию разных типов религиозного рационализма. Курс посвящен изучению данного феномена на примере отдельных проблем, волновавших еврейских мыслителей. Является ли Бог целевой причиной творения (конфликт между учением Торы и философской телеологией)? Является ли человек целевой причиной подлунного мира (совместимость антропоцентризма с иудаизмом)? Чудеса – это естественное или сверхъестественное явление (философская интерпретация чудес в истории еврейской мысли)? В ходе занятий будут рассмотрены решения этих вопросов, предложенные Саадией Гаоном, Иехудой Галеви, Моисеем Маймонидом, Леви бен Гершомом, Рамбаном, а также менее известными мыслителями, такими, как Шломо Франко, Шмуэль Сарса и др. Приветствуется умение читать на иврите, однако незнание языка не является препятствием для посещения курса, т.к. источники будут, по возможности, представлены в переводе. Желательно предварительно ознакомиться с главами о Саадии Гаоне, Аврааме ибн Эзре, Моисее Маймониде, Леви бен Гершоме, Хасдае Крескасе и Ицхаке Абраванеле из кн. К. Сират «История средневековой еврейской философии».
Силлабус курса и библиография С. Копелян.

Михаил Вогман Разбитые скрижали и Ясное зеркало: в поисках иудейского мифа
Настоящий курс будет посвящён анализу некоторых ключевых аспектов становления и развития ортодоксальной еврейской мысли в поздней Античности. Талмудические и ранние мистические источники (а также отдельные позднейшие толкования на них) будут рассмотрены в контексте современных научно-философских дискуссий о возможности «иудейского Мифа» и роли мифологического в иудаизме. Предполагается отдельно остановиться на двух центральных символах иудаизма, созданных талмудической литературой – «Ясном Зеркале» как образе Б-гопознания и «Разбитых Скрижалях» как образе Традиции. Их трактовка в разные периоды развития еврейской мысли будет использована как своего рода «ключ» к историческому пониманию отношений между нравственностью и мистикой в еврейской мысли. От слушателей ожидается минимальное владение письменным ивритом.
Силлабус курса и библиография М. Вогмана.

Лариса Белянская Немецко-еврейская философия 18—20 веков
В данном курсе предлагается рассмотрение основных проблем еврейской мысли Нового времени, расцветшей в Германии: сущности еврейства в связи с местом и ролью евреев и иудаизма в истории человечества, национальной идентичности в условиях галута, значения Священного Писания для ассимилированных евреев, возвращения в Сион. Лекционный материал предполагает обсуждение тех вариантов решения данных вопросов, которые были представлены Мозесом Мендельсоном, Мозесом Гессом, Германом Когеном, Мартином Бубером, Францем Розенцвейгом и другими. Курс ориентирован на исследование главных тем, актуализированных названными философами: «вечности» еврейского народа, соотношения «еврейства» и «человечества» в связи с проблемой ассимиляции, соотношении веры и разума, религии и философии.
Силлабус курса и библиография Л. Белянской.

Еврейские языки

Александра Полян Введение в историю идиша
История идиша насчитывает около тысячи лет. В рамках курса мы постараемся дать краткий ее обзор и подробно остановиться на нескольких сюжетах, связанных с ней (проблемы изучения формирования языка, соотношение диалектов, складывание литературной нормы, орфография идиша, восприятие языка его носителями). Речь пойдет также о теоретических моделях, позволяющих описать историю идиша как еврейского диаспорального языка.
Занятия будут включать чтение текстов на идише, поэтому знание языка хотя бы на начальном уровне очень и очень желательно.
Силлабус курса и библиография А. Полян.

Алексей Лявданский Древнееврейский синтаксис в типологическом освещении
В рамках этого курса будут рассмотрены некоторые интересные проблемы синтаксиса древнееврейского языка:

  • относительное время и способы его выражения;
  • конструкция casus pendens и другие конструкции с экстрапозицией (вынесением) членов предложения, их функции в тексте;
  • способы выражения межфразовых или дискурсивных связей, в частности дискурсивные частицы и другие дискурсивные маркеры.

Данные темы могут рассматриваться совершенно независимо друг от друга, но в целом их объединяет то, что они так или иначе связаны с проблемами связности текста.
Занятия строятся как лекции-семинары, включающие теоретическую дискуссию и разбор разнообразных примеров из древнееврейского текста Библии, а также примеров аналогичных конструкций в некоторых других языках, преимущественно семитских и европейских (последние сопровождаются подстрочным переводом).
Типология здесь понимается как дисциплина, которая помогает ответить на вопросы: Что можно сказать о синтаксических явлениях в древнееврейском исходя из общих закономерностей структуры языка (языковых универсалий)? Как можно применять сравнения с другими языками для объяснения синтаксических феноменов в древнееврейском?
Важно отметить, что теоретический компонент в данном курсе не так велик, как кажется: практика показывает, что при обсуждении примеров на древнееврейском языке неизбежно обсуждение разнообразных — порой весьма и весьма интересных — общих проблем истолкования текста (культурных и исторических реалий, вопросов истории текста и пр.).
Силлабус курса и библиография А. Лявданского.

Сирил Асланов Еврейские языки и мировая литература
Еврейские языки (кроме иврита) часто воспринимаются как крайнее выражение некоего замкнутого партикуляризма, едва ли способного объединить разные группы еврейского народа. Вместе с тем, на еврейских языках были созданы важнейшие литературные произведения. Некоторые из них были переведены на нееврейские языки и стали частью мировой литературы. Мы рассмотрим вклад еврейской беллетристики, от «Книги Кузари» Иеѓуды Ѓа-Леви и до Филиппа Рота, в мировую литературу, особенно внимательно останавливаясь как на том контексте, в котором возникали изучаемые тексты, так и на их восприятии и распространении в мировом масштабе.
Силлабус курса и библиография С. Асланова.

Современная еврейская диаспора,
Еврейская идентичность

Наталья Евсеенко Историческая память и формирование современной еврейской идентичности
Данный курс может быть интересен всем, кто занимается историей, антропологией и социологией. За отведенное нам время мы:

  • попытаемся проанализировать базовые работы, посвященные изучению исторической памяти,
  • рассмотрим современные исследования, которые сконцентрированы на еврейской исторической памяти, и
  • проанализируем два случая конструирования исторической памяти в двух разных общинах — у грекоговорящих евреев современной Греции и в современных общинах Украины.
Силлабус курса и библиография Н. Евсеенко.

Елена Носенко Евреи в современном мире: этничность, религия, идентичность
Спецкурс посвящен основным проблемам, с которыми сталкиваются евреи в современном мире: кризису традиционной идентичности, демографическому кризису, усилению ассимиляции и росту смешанных браков в разных странах, включая Россию. В нем рассматриваются также некоторые новые тенденции: возникновение новых форм еврейской идентичности и попытки создания «нового еврея». В спецкурсе широко использованы полевые материалы автора, а также обширная специальная литература, мемуары, художественная литература, фольклор, интернет-ресурсы
Силлабус курса и библиография Е. Носенко.

Александр Синельников Солидарность и индивидуализм в еврейском мире
Курс посвящен проблеме противоречия между огромными личными достижениями значительного числа отдельных евреев в нееврейском мире и слабостью еврейства как общности, покинутой многими своими способными и талантливыми представителями и распавшейся на ряд соперничающих движений и организаций. Во многом это вызвано влиянием глобальной либерализации на еврейский мир, однако такая демократизация опасна для Израиля, находящегося во враждебном тоталитарном окружении, и для еврейской диаспоры, которой угрожает полная ассимиляция.
Силлабус курса и библиография А. Синельникова.