Donate
e.g: Grant
Media about Us

Media about us


17.01.2020

Профессор из Канады прочитал курс лекций на историческом факультете

Профессор из Канады прочитал курс лекций на историческом факультете

Наталья Колмакова

С 9 по 13 декабря приглашенный исследователь, доктор Василий Щедрин из Университета Квин (Канада) прочитал в ОмГУ на историческом факультете курс из пяти лекций на тему «Еврейский вопрос в России и Европе: XVIII-XX вв.».

Профессор из Канады прочитал курс лекций на историческом факультете, изображение №1

Мы попросили инициатора проведения и организатора мероприятия Викторию Герасимову, прокомментировать, как возникла идея пригласить Василия Щедрина в ОмГУ и как её удалось реализовать, а также рассказать немного о «Лаборатории исследования еврейской цивилизации», руководителем которой она является.

Виктория Герасимова, инициатор создания и руководитель «Лаборатории изучения еврейской цивилизации»:

«Лаборатория изучения еврейской цивилизации официально существует в университете с февраля 2015 года. Иудаика – сфера моего профессионального интереса и большая любовь вот уже 15 лет, с тех пор, как я поступила на первый курс РГГУ по специальности «культурология» со специализацией «еврейская цивилизация».

Эта область так захватила меня, что по окончании университета я пошла в аспирантуру, защитила диссертацию на степень кандидата исторических наук и продолжила работать в РГГУ уже в качестве преподавателя. А в конце 2013 года я переехала в Омск и перевезла сюда свои академические интересы. Собственно так и родилась идея Лаборатории.

Помимо научно-исследовательских проектов, которыми можно было заниматься и как «частное лицо», мне хотелось официально включить иудаику в сферу интересов университета. В планах было работать со студентами, читать им спецкурсы, привозить интересных лекторов, консультировать при написании квалификационных и исследовательских работ – в общем, попробовать стать маленьким академическим центром. Довольно амбициозный план.

Лаборатория существует уже 4 года, но по-настоящему жить и входить в ритм университета она начинает только сейчас. Поскольку интегрировать иудаику в и без того насыщенный, учебный план нам не удалось, мы начали думать о менее традиционных формах взаимодействия. К счастью, у нас был и есть лучший в России партнер: центр «Сэфер» – общественная организация, объединяющая преподавателей и исследователей иудаики в вузах. «Сэфер» активно поддерживает идею развития иудаики как академической области знания на постсоветском пространстве.

Этим летом в начале июля мы с «Сэфером» при финансовой поддержке фонда президентских грантов организовали наш первый научно-образовательный семинар для студентов и молодых исследователей «Евреи в Сибири: история и культурное наследие». В нем приняли участие 25 студентов из разных городов Сибири.

Участники семинара слушали учебные курсы приглашенных лекторов из Москвы и Иерусалима, изучали Омск еврейский и нееврейский, знакомились с новой для них областью знаний. По-моему, получилось очень здорово и душевно. Этот опыт показал, что мы движемся в правильном направлении.
С Василием Щедриным я знакома уже не первый год, мы выпускники одной альма-матер и коллеги. Этим летом за чашкой кофе я рассказывала Василию о нашем семинаре и моей мечте привозить в Омск лекторов по иудаике. И о чудо! Он сказал, что был бы рад приехать! Если учесть, что я даже своих друзей из Москвы не могу заманить в Омск в гости, для меня заинтересованность Василия была полной неожиданностью и большой радостью.

Мы решили выбрать базовую тему для курса и сошлись во мнении, что начинать надо с «азов» и поговорить о том, кто такие «евреи», что такое «еврейская история», «еврейский вопрос» – пожалуй, самых популярных и оттого самых перегруженных всевозможными смыслами понятиях.
Моим соратником и партнером по организации приезда Василия на исторический факультет стала Наталья Геннадьевна Суворова. Без нее мне было бы гораздо сложнее рассказать студентам о том, кто к нам едет и зачем. Технической стороной вопроса занимались сотрудники НТО, за что им тоже отдельное спасибо. Надеюсь, что практика приглашения преподавателей станет нашей доброй традицией и поможет нашим студентам расширить свой академический кругозор».

После одной из лекций мы пообщались с Василием Щедриным, доктором, научным сотрудником отделения истории (Alfred and Isabel Bader Post-Doctoral Fellow in Jewish History) Университета Квин (Кингстон, Онтарио, Канада), исследователем, автором и ведущим курса «Еврейский вопрос в России и Европе: XVIII-XX вв.».

Профессор из Канады прочитал курс лекций на историческом факультете, изображение №2

– Василий, расскажите, в рамках каких договорённостей Вы приехали с курсом лекций в ОмГУ?

– Меня пригласила Виктория Герасимова – моя коллега. Мы познакомились, когда она была еще аспирантской в Москве. Виктория с энтузиазмом отнеслась к организации в ОмГУ мероприятия в формате лекционного курса на тему «Еврейский вопрос в России и Европе: XVIII-XX вв.». И я с удовольствием согласился приехать.

В Омске я впервые, но опыт чтения таких лекций у меня есть. Коллеги и мои бывшие соученики – люди, которые работают в России, периодически приглашают меня с лекциями на эту тему. Я всегда с радостью откликаюсь. Мне и самому всегда приятно общение со студентами в таком формате, тем более не так много программ в России есть на тему Еврейской истории. Часто это бывает одно или два занятия. Иногда это какой-то небольшой семинар в онлайн формате. Я считаю своим долгом рассказывать людям о том, что знаю сам. И раз уж я всё равно приехал в Россию, то почему бы этим не воспользоваться.

– Как часто Вы бываете в России?

Два раза в год я приезжаю сюда на каникулы – летом на две недели и зимой на две-три недели.

– Где ещё Вам пришлось побывать с курсом лекций «Еврейский вопрос в России и Европе: XVIII-XX вв.»? Какова была реакция на такой формат встречи?

Самый первый опыт я получил там, где учился: в Историко-архивном институте. Я провёл два семинара для студентов, у которых была специализация «Еврейская история». Реакция была хорошая, но аудитория очень маленькая. Вторая серия лекций прошла в Санкт-Петербургском государственном университете. Там тоже была специализация – гебраистика. И группа была тоже очень маленькая: всего пять человек, замечательные ребята. Было очень интересно. Они по образованию филологи. Еврейскую историю им никто никогда не преподавал. С ними мы занимались в течение недели. График занятий был очень плотным и интенсивным, так как информации много, а времени всегда недостаточно. Но в результате я остался очень доволен. Двое из этой группы сейчас учатся в аспирантуре: мальчик в Иерусалиме, а девочка в Петербурге, но главное они продолжают заниматься этой темой. Это очень приятно. Вообще это одна из приятных сторон преподавательской деятельности.

В прошлом году я реализовал большой проект: создал обзорный видеокурс по Еврейской истории. Он сделан в формате YouTube, очень хорошо профессионально снят. Видеокурс включает в себя 33 лекции по 6 минут каждая. Этот проект мне помогли реализовать люди из Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (г. Калининград). У них есть лаборатория онлайн-образования. Снимали меня на профессиональное оборудование. В общем, очень здорово получилось!

– Они тоже были заинтересованы в создании такого материала?

Да. Теперь этот материал доступен на YouTube. В данный момент мы работаем над созданием более углубленного онлайн-курса с заданиями, лекциями и литературой.

– Помимо курса «Еврейский вопрос в России и Европе: XVIII-XX вв.» есть ещё какие-либо иные курсы, которые Вы читаете в Канаде или в России?

Есть целый ряд узкоспециализированных направлений, которыми я занимаюсь. Например, я как-то вёл занятия по Еврейской палеографии для тех исследователей, которые ездят в экспедиции и описывают еврейские кладбища.

В Канаде я преподаю разные аспекты истории евреев на русской территории. У меня есть два семинара, посвящённых этому направлению. Один называется «Русско-еврейская встреча». В рамках семинара слушатели узнают о том, как польские евреи, которые в конце XVIII века практически случайно попали в Россию, но зато в огромной массе, к концу XIX века (всего за 100 лет) стали себя ощущать, понимать и называть русскими евреями. Также, посещая этот семинар, можно найти ответ на вопросы «Почему так произошло?» и «Как протекал этот процесс в разных областях жизни?»

Второй семинар называется «Еврейская жизнь при коммунизме». Это уже время Советского Союза. В рамках семинара слушатели узнают о том, как вот эти самые русские евреи из предыдущего курса стали советскими за еще более короткий период времени.

Стоит отметить, что данный исторический опыт сильно отличается от того, что мы понимаем под Еврейской историей нового времени, основанной в основном на материалах Западной Европы и Америки. В России, в Советском Союзе ситуация складывалась совершенно иначе. И это важно понимать и учитывать, поскольку в XIX веке еврейская русская община была самой многочисленной в мире: пять с лишним миллионов человек, что в два раза больше, чем во всей Европе и больше чем в Америке. И в начале XX века демография была приблизительно такая же. После Второй Мировой войны, когда все эти советские евреи разъехались кто куда, этот их специфический исторический опыт теперь ощущается, «считывается» во многих странах.

Профессор из Канады прочитал курс лекций на историческом факультете, изображение №3

– Подошло к концу первое из пяти занятий курса. Трудно, наверное, пока делать какие-либо выводы, но могли бы Вы всё же оценить потенциал сегодняшней аудитории?

Я очень доволен. Обычно, чем больше людей приходит, тем меньше они говорят. Здесь коэффициент пришедших и говоривших очень хороший. В начале лекции каждый из пришедших обозначил круг своих интересов. То есть вопросы задавались не из вежливости, а с целью прояснить тот или иной аспект лекции. Это самые ценные вопросы. Когда начинается какая-то дискуссия, когда тебя начинают перебивать вопросами, это самое важное. В этом цель организации такого рода встреч. То, что я говорю, можно и в книгах прочитать, но участие в дискуссии возможно только в рамках живого общения.

– Традиционно всех гостей ОмГУ – учёных, экспертов в той или иной области знаний мы просим немного рассказать о себе, своей профессиональной деятельности, а также интересах и увлечениях.

– В 1989 году я поступил в Историко-архивный институт в Москве. В 1991 в этом же вузе поступил на русско-американскую специализацию по Еврейской истории. А в 1994 окончил его. К тому времени он уже назывался РГГУ – Российский государственный гуманитарный университет. Параллельно я уже ездил между Россией и Америкой и выполнял какие-то маленькие работы, связанные с моим интересом к Еврейской истории. В Америке «зацепиться» тогда было сложно по экономическим причинам. Тем не менее через некоторое время я поступил в аспирантуру Университета Брендайса в Бостоне. Там я учился 13 лет. Не то чтобы мне учёба тяжело давалась, просто в силу разных жизненных обстоятельств я посвящал себя более серьёзным вещам, которые и составляли содержание моей жизни. В целом в Бостоне я прожил 17 лет. В 2009 году защитился. Моим первым местом работы стал университет Virginia Tech (Virginia Polytechnic Institute and State University), расположенный в городе Блэксбург, штат Виргиния. Контракт был на год. Отмечу, что контракты редко продлевают на больший срок. Потом я работал в Ohio University (город Атенс, штат Огайо). После этого был маленький, но очень престижный колледж Franklin and Marshall (город Ланкастер, штат Пенсильвания). Если бы я там остался, то с удовольствием продолжал бы работать. После Пенсильвании я преподавал в University of Florida (город Гейнсвилл, штат Флорида). Мне тоже очень там нравилось жить. И контракт мне в этом вузе продлили еще на год. То есть во Флориде я задержался на два года. И только потом я нашёл работу в Канаде, где и работаю уже пятый год.

Любой переезд – это невероятное напряжение и не столько физическое, сколько психологическое. Во Флориде, например в первый год я даже коробки не распаковывал, кроме тех, в которых находились предметы первой необходимости. В Канаде у меня был контракт на 3 года. Сейчас мне его продлили ещё на 3 года. Что будет в конце этих трёх лет, никто не знает. Каждый сезон с конца августа по конец ноября я изучаю объявления о вакансиях. И в таком режиме я живу уже десять лет.

Большая часть моей жизни связана с темой, которую я изучаю. Порой то, что я делаю в рамках научных исследований, выходит за границы науки. Например, я рассказывал сегодня на лекции про найденную мной пьесу Михоэлса – актёра и режиссёра советского театра на идише, театрального педагога, общественного деятеля. С одной стороны, это один из моих научных проектов, а с другой, в общем-то, – театральная вещь. Большое счастье, что удалось найти деньги и поставить как следует на большой сцене эту пьесу.

– То есть некоторые Ваши исследования могут приобретать полифонический формат?

Да. Я также занимаюсь биографией Михоэлса. Это очень сложно, поскольку он был советским человеком, а потому и по поводу, и без повода рот старался не открывать ни устно, ни письменно. Многое из того, что о нём известно – это предания и легенды. Но всё же я по крупицам собираю информацию. И вот из этих кусочков я сделал сценарий, который называется «Ненаписанная автобиография». У меня есть знакомые актёры. Я для них организовал несколько презентаций этого сценария, который сопровождался музыкой и видео. Длинный монолог Михоэлса про всю его жизнь читает профессиональный актёр, а я произношу буквально несколько строчек от автора, чтоб связать все части воедино.

Мой курс на YouTube тоже носит не совсем учебный характер, а скорее просветительский.

Профессор из Канады прочитал курс лекций на историческом факультете, изображение №4

– Можете рассказать о других своих проектах, носящих творческий или просветительский характер?

Я стараюсь ещё и в письменном виде самовыражаться. Например, у меня была идея написать публицистический текст – эссе о том, почему именно в России важно понимать и знать, кто такие евреи. Я пробовал много раз, делал наброски. В результате написал эссе. Но редактор отдела медиа Кольте (Colta.ru), которому я предложил этот материал, сказал, что нужен информационный повод для его публикации. Я вставил в материал сразу три таких информационный повода: фильм Леонида Парфенова «Русские евреи», фильм «Собиборе» с Константином Хабенским и аудиокурс по Еврейской истории, вышедший на портале Arzamas (его сделали люди, которых я знаю). Вот по поводу всех этих медиасобытий я и высказался. Эта статья ненаучная. Это просто то, что я думаю об этой ситуации.

Эссе на Colta.ru:
https://www.colta.ru/articles/media/20051-pochemu-rossiyskoe-obschestvo-zadaet-sebe-evreyskiy-vopros

Также я выступал на русском телевидении в Канаде в 2017 году: рассказывал про еврейскую историю. То есть был повод поговорить про евреев и русскую революцию. В результате мы сделали несколько передач.

У меня есть один знакомый, с которым мы в 1992 году выпускали любительскую еврейскую газету в Москве. Сейчас он московский издатель. У него своё маленькое издательство. Называется Издательский проект «А и Б». Он, например, печатает поэзию в каком-то эксклюзивном художественном оформлении. Сейчас у него новый проект. Он печатает книги, которые мы в детстве читали, сопровождая их статьями и комментариями. Эти книги для целого поколения что-то значили по разным причинам. Среди них «Денискины рассказы», «Приключения капитана Врунгеля», «Приключения Васи Куролесова». Есть книга, про которую я не слышал, но у нее, оказывается, есть целый фан-клуб. Называется она «Дорога уходит вдаль». Автор – Александра Бруштейн. Это такая автобиографическая трилогия, которая описывает детские и школьные годы автора, а также события, свидетелем или даже участником которых она была. Действие происходит в Вильне в период с 1893 по 1901 годы. Повествование ведётся от лица главной героини, прототипом которой является сама Александра Бруштейн. И вот мой знакомый издатель попросил меня написать статью о том, кто же такие евреи в России и что такого еврейского есть в этой книге. Буквально совсем недавно вышел том с этой моей статьёй. В Москве уже прошла презентация этой книги.

Статья-комментарий к трилогии «Дорога уходит вдаль»:
https://vk.com/doc313400_527858274?hash=ca4a0ce522c1f95ff5&dl=82544ddd3aa9920492

– Вы работали и в Америке, и в России, и в Канаде. Можете дать оценку тому, как к еврейскому вопросу в разных странах относятся?

Скажу так: невежество в еврейском вопросе выдающееся, куда бы я не ездил. Но шансов с этим невежеством справиться на систематической основе гораздо больше в Америке и Канаде. С Европой мне трудно сравнивать. Я там не работал. Сам факт, что в Варшаве или Праге есть еврейские музеи, ещё ни о чём не говорит. В Москве их два.

– На Ваш взгляд, почему именно так обстоят дела? Такая ситуация сложилась в силу исторических обстоятельств?

Думаю, да. И Февральская, и Октябрьская революции очень многое изменили в жизни нашей страны. До 1917 года были еврейские историки, то есть еврейская история ещё не была в университете, но альтернативы были. Выходили книги, периодические издания и на русском, и на еврейском языках. Моя узкая область «История евреев в России» началась именно тогда, в конце XIX – начале XX века. А потом всё это оказалось под запретом. Последний журнал закрыли в 1930 году. Последнее еврейское учреждение – в 1949 году. Затем, с учётом того, как эту тему закрывали (Дело Еврейского антифашистского комитета, Дело врачей), слово «еврей» стало синонимом таких понятий, как «враг» и «шпион».

Сейчас очень трудно этому явлению проявится вновь. Целью создания специализации, которую я выбрал в 1991 году, было формирование поколения людей, которые будут заниматься данным вопросом. Но большинство моих соучеников уехали, поскольку, к сожалению, нет инфраструктуры, в рамках которой можно было данным направлением заниматься.

Что касается Америки и Канады, там, конечно, иудаика никогда не прерывалась. Она шла своим путем. До Второй мировой войны она не была под запретом. Это была абсолютная экзотика. После Второй Мировой войны эта тема была даже шире представлена. Отчасти это связанно с тем, что появилась целая еврейская страна, и к ней возник интерес (не только к текущей жизни, но и к причинам её появления). К тому же появились люди, которые стали данное направление двигать. Но опять же их было крайне мало.

Ко мне в Америке и в Канаде приходят студенты-евреи, которым хочется систематизировать свои знания, выйти на новый уровень, но их из класса в 60 человек два-три. То есть подавляющее меньшинство. Большинство людей, которые приходят, говорят, что им просто интересно. Но это хороший, полезный интерес, я считаю.

Тем не менее, в глазах общественного мнения евреи также маргинальны и непонятны что в России, что на Западе. Многие люди не считают нужным данным вопросом интересоваться и остаются в пределах каких-то удобных плоских стереотипов.

– Поделитесь, планами на будущее. Планируете ли ещё раз приехать в ОмГУ? Какие проекты хотите реализовать в ближайшей перспективе?

Если пригласят в Омск, я с удовольствием приеду. Первое впечатление у меня положительное. В скором времени должна выйти в ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей) моя книга о Михоэлсе. Рукопись надо сдать ровно через год. Я собирался про него писать на русском и английском языках. Считаю, что Михоэлс важен для всего мира, но книга на русском в приоритете.

Планирую опубликовать свою первую книгу, посвященную евреям в Российской империи. Она о том, какое участие они принимали в формировании имперской политики. На английском языке она вышла три года назад. Я сделал ей свой собственный русский перевод, и сейчас она в издательстве ждёт одобрения на публикацию. Так что, видите, планов очень много. А ещё мне очень хочется найти постоянную работу.

31.12.2019


Back to the list